Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов

На прокурора возложен надзор за исполнением многочисленных зако-
нодательных актов, регулирующих общественные отношения в самых
различных сферах жизни и деятельности общества. При нарушении лю-
бого закона, кем бы оно ни было совершено, прокурор реагирует уста-
новленным законом образом, поскольку любое правонарушение общест-
венно опасно: исключений быть не может. Прокурор осуществляет
надзор за исполнением всех законов.

Однако в зависимости от задач, решаемых государством на каждом
этапе его развития, кардинальным изменениям подвергается законода-
тельство, в особенности при смене общественной формации, что проис-
ходит в настоящее время в России. Появляется необходимость в правовом
регулировании вновь возникших общественных отношений, например, в
сфере приватизации государственных и муниципальных предприятий, в
аграрной сфере Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов, где серьезным изменениям подвергается институт собст-
венности на землю. Принимаются новые законы, надзор за исполнением
которых возлагается на прокуроров. Поскольку от того, как исполняются
эти законы, во многом зависит реализация намеченных государством
преобразований в социальной, экономической, оборонной и других сфе-
рах, а также состояние законности и правопорядка, определяются и на-
правления прокурорского надзора за исполнением законов.

Направление — это надзор за исполнением конкретного закона или
нескольких, законов, регулирующих общественные отношения в опреде-
ленной сфере (банковской, налоговой, аграрной и других).

Исходя из задач, стоящих в современный период перед российским
государством, сформировавшейся структуры федерального законодатель-
ства и сложившейся практики работы прокуратуры, необходимо выде-
лить следующие направления (подотрасли) прокурорского Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов надзора за ис-
полнением законов:

<» надзор за исполнением: законодательства о политических правах и
свободах граждан; законодательства о гражданстве; законодательства о
беженцах и вынужденных переселенцах; трудового законодательства;
законодательства об охране труда и соблюдении правил по технике бе-
зопасности; законодательства о занятости населения; законодательства
о здравоохранении; законодательства об образовании; жилищного за-
конодательства; законодательства о приватизации жилищного фонда;
законодательства о защите прав потребителей; экологического законо-
дательства; законодательства о ядерной и радиационной безопасности;
пенсионного законодательства; законодательства о льготах; законода-
тельства о борьбе с наркоманией; законодательства о несовершенно-
летних; законодательства об обращениях граждан (социальная сфера);
*> надзор за исполнением законодательства о собственности; законода-
тельства о предпринимательстве Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов; законодательства о приватизации
государственных и муниципальных предприятий; законодательства о
банках и банковской деятельности; законодательства о налогах; аг-
рарного (земельного) законодательства; инвестиционного законода-
тельства; законодательства об аренде; дорожно-транспортного зако-
нодательства (экономическая сфера);

*«* надзор за исполнением законодательства об обороне; законодательства
об оружии; законодательства о границе; законодательства о чрезвычай-
ных ситуациях или чрезвычайном положении (оборонная сфера);
*•* надзор за исполнением законодательства о внешнеэкономической де-
ятельности; таможенного законодательства (внешнеэкономическая
сфера);



*»* надзор за законностью привлечения физических и юридических лиц
к административной ответственности; применения мер администра-
тивного пресечения и предупреждения; содержания под стражей
лиц, совершивших административные правонарушения (админист-
ративно-юрисдикционная сфера).


Выделяется свыше тридцати направлений (подотраслей) "фокурорско-
го надзора за исполнением законов, которые Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов должны находиться в поле
зрения прокуроров.

Что касается прокурорского надзора за законностью правовых актов, то
здесь необходимо выделить следующие направления: надзор за законнос-
тью правовых актов, издаваемых органами представительной и исполни-
тельной власти, включая и органы местного самоуправления; федеральны-
ми министерствами и ведомствами; органами контроля; министерствами и
ведомствами субъектов федерации; органами военного управления; пред-
приятиями, учреждениями, организациями, в том числе негосударствен-
ными; общественными организациями.

Выделение направлений прокурорского надзора за исполнением зако-
нов позволяет лучше организовать работу прокуратуры, закрепить надзор
по отдельным направлениям или группе направлений за конкретными
прокурорскими работниками (предметниками), упорядочить учет выяв-
ленных нарушений законов, облегчить анализ правонарушаемости, а так-
же составление Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов статистических отчетов.

В зависимости от состояния исполнения законов и, в частности, от то-
го, нарушения каких законов допускаются в регионах, для одних проку-
роров могут быть актуальными одни направления прокурорского надзора
за исполнением законов, для других — иные. Если не допускаются нару-
шения тех или иных законов, то отсутствуют основания для вмешатель-
ства прокурора. Необходим, следовательно, в первую очередь, надзор за
исполнением тех законов, которые нарушаются.

В связи с тем, что в настоящее время почти повсеместно нарушается
законодательство о приватизации государственных и муниципальных
предприятий, законодательство о банках и банковской деятельности и
при этом существенно ущемляются права граждан и законные интересы
государства, прокурорский надзор за исполнением Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов этих законов является
особо актуальным.

Для прокуроров сельских районов исключительную актуальность
представляет надзор за исполнением аграрного (земельного) законода-
тельства ввиду его многочисленных нарушений.

Особого внимания со стороны территориальных прокуроров требует
надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних.

С учетом большой распространенности нарушений законов и наступа-
ющих вредных последствий для транспортных прокуроров особую значи-
мость приобретает надзор за исполнением таможенного законодательства,
138

для природоохранных прокуроров — надзор за исполнением законодатель-
ства об охране атмосферного воздуха и вод. Для военных прокуроров, при-
оритетным является надзор за исполнением законодательства, регулирую-
щего вопросы материально-бытового обеспечения военнослужащих,
сохранения государственного имущества и вооружения.

Ввиду роста травматизма на производстве, в особенности Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов на малых
предприятиях, для всех прокуроров становится особо актуальным надзор
за исполнением законодательства об охране труда и соблюдению правил
по технике безопасности.

В связи с неконтролируемым распространением огнестрельного, в том
числе и боевого оружия, среди населения и ростом преступлений, совер-
шенных с применением оружия и боеприпасов, в поле постоянного вни-
мания прокуроров должен находиться надзор за исполнением законода-
тельства об оружии. Актуальным является также надзор за исполнением
законодательства об административных правонарушениях, поскольку ор-
ганы, наделенные правом применения административных санкций, не-
редко допускают нарушения или бездействуют.

Неослабное внимание должно уделяться прокурорскому надзору за за-
конностью правовых актов, издаваемых (принимаемых) органами пред-
ставительной и исполнительной власти областного и Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов равного им звеньев,
а также органами местного самоуправления. Это обстоятельство связано
с тем, что названными органами нередко издаются акты в нарушение за-
конов. Нарушаются права всех или многих граждан, проживающих в со-
ответствующих регионах, ущемляются законные интересы предприятий,
учреждений и организаций.

Сказанное не означает, что в поле зрения прокурора должны нахо-
диться только названные направления прокурорского надзора за испол-
нением законов. При получении информации о нарушении любого друго-
го закона прокурор принимает меры к установлению и устранению
нарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя
прокурорские проверки и совершая другие надзорные действия, внося ак-
ты прокурорского надзора (реагирования).


documentbcsjuht.html
documentbcskbsb.html
documentbcskjcj.html
documentbcskqmr.html
documentbcskxwz.html
Документ Направления (подотрасли) прокурорского надзора за исполнением законов