Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве

Этот период развития культуры России Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса, имея в виду религиозные искания, расцвет поэзии и философии, творческий подъем в изобразительном искусстве. Многообразие форм историко-культурного процесса было обусловлено сложностью и противоречивостью социально-экономической, политической и духовной жизни России, позволяющей обозначить данную эпоху как переломную. Велики достижения русской религиозной философии В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Розанова, П. А. Флоренского, которую отличало «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых голубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения»1.

В это Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве время подобный перелом осуществляется и в научной сфере, где получают развитие новые области, в том числе воздухоплавание (работы Н. Е. Жуковского, К. Э. Циолковского), разрабатываются новые теории (квантовая, относительности), появляются новые науки (биохимия, биогеохимия, радиогеология), основы которых заложены В. И. Вернадским. И. Н. Павлов создает учение о высшей нервной деятельности. В это время окончательно сформировалось течение русского космизма, которое представляли различные по воззрениям философы, писатели, художники, ученые: К. Э Циолковский, Д. И. Менделеев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, В. С. Соловьев. С наибольшей научной доказательностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем В. И. Вернадским и Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве изложены в его основной работе «Научная мысль как планетарное явление». Ученый считал, что эволюция человека закономерна, биосфера должна перейти в качественно новое состояние — ноосферу (от греч. nуos — разум).

Литература этого времени переживает небывалый взлет, где сочетаются реалистические и антиреалистические тенденции. К реалистическому направлению на рубеже веков принадлежали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн. Однако новые художественные качества реализма связаны с распространением неоромантизма («Макар Чудра», «Челкаш» и другие произведения А. М. Горького). В атмосфере общественного и нравственного упадка, политической реакции и кризиса народничества в художественной культуре получает распространение декаденство и некоторые течения модернизма.

Декадентство (фр. decadence Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве, от лат. decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца XIX — начала ХХ вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Первоначально характеризовало умонастроения французских поэтов второй половины XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, собравшихся вокруг журнала «Декадент», 1886–1889 гг.). Понятие декаданса — одно из центральных в критике культуры у Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».

Сложное и противоречивое явление, декаданс имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед острыми антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследует сугубо утилитарные цели и должна быть отвергнута. Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом. Постоянными для декадентства являются мотивы небытия и смерти.



Русская литература Серебряного века — явление сложное и неоднородное, распадающееся на отдельные направления акмеизма, футуризма и символизма. Символизм как направление сложился во Франции после подавления Парижской коммуны 1879 г. Был также распространен в Германии, Австрии, Бельгии, Польше, Швейцарии, Англии. В России появляется в начале 1890-х гг. Поначалу Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве это направление казалось настолько неожиданным и необычным, что его объявили «чужеродным» в России и определили как некритическое перенесение западной моды.

Однако если в творчестве «старших» символистов действительно имеются аналогии с эсетиткой П. Верлена, С. Малларме, М. Метерлинка, О. Уайльда, то в творчестве «младших» символистов явственно выступили черты своеобразия русского символизма. Философским основанием символизма являются идеалистические учения Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше и Маха, исходившие из тезиса о том, что сознание является первичным по отношению к бытию, видимая действительность мнима, иллюзорна, а действительная сущность скрыта. И символу отводится функция посредника между этими двумя мирами. Отсюда обилие недосказанностей, намеков, иносказаний. Эту Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве идею иллюстрирует стихотворение Вл. Соловьева:

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Символ — весьма распространенный прием в искусстве иных эпох и культур — от эпохи Средневековья и Возрождения до реалистического и романтического искусства. В народном творчестве, таком его жанре, как лирическая протяжная песня, символ становится одним из наиболее активных и действенных составляющих художественной выразительности. Однако это, как правило, символы, имеющие закрепленную семантику, читаемые, внедряемые в ткань произведения для раскрытия смысла произведения. У символистов же символы наполнены Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве индивидуальным содержанием, требующим для его прочтения особого кода.

По убеждению Вяч. Иванова, символ только тогда является истинным, когда он неисчерпаем и беспределен, когда он многолик, многосмыслен и темен в своем значении. Поэтому поэзия символистов была закрыта для понимания широкому кругу читателей и открыта лишь для «посвященных». Символизм проявил себя и в музыке — в частности, в творчестве А. Скрябина, наполняющего произведения темами-символами: «полета», «воли», «самоутверждения», «звезды», «высшей утонченности» и «высшей грандиозности».

Наиболее характерными идеями символизма стали:

В моей душе восходит солнце
Гоня невзгодную зиму.
В экстазе идолопоклонца
Молюсь таланту своему.

А также:

Я — гений, Игорь Северянин
Своим величьем упоен Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве!..

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное.
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное.
Непереносное, ложное, ложное!

Принято различать старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и младших (А. Блок, А. Белый Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве, Вяч. Иванов, С. Соловьев) символистов. Если для первых были характерны культ красоты и стремление к свободе самовыражения, то для вторых основой становятся философские и теософские искания.

В 1910 г. символизм вступает в пору кризиса, и в атмосфере споров о его судьбах родится акмеизм (от греч. akme — время расцвета, цветения) (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузмин), отрицающий символистское стремление к идеальному, его нравственные и духовные искания и склонность к эстетизму и призывающий к возвращению к ясности и вещности поэзии.

Одновременно с акмеизмом сформировался футуризм (от лат. futurum — будущее), культивировавший урбанизм, эстетику большого города и машинной индустрии. Он Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве распадался на несколько группировок: «Гилея» (Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский — кубофутуристы или будетляне), Ассоциация эгофутуристов (И. Северянин), «Мезонин поэзии» (Р. Ивлев, Б. Лавров), «Центрифуга» (Н. Ассев, Б. Пастернак). К этому же времени относится и творчество стоящих особняком М. Цветаевой и М. Волошина.

Но несмотря на различные творческие устремления, общим для всех течений было резкое отрицание традиции и увлечение формотворчеством.


documentbcsobgj.html
documentbcsoiqr.html
documentbcsoqaz.html
documentbcsoxlh.html
documentbcspevp.html
Документ Культура Серебряного века. Символизм в литературе и искусстве